В настоящее время эта методика имеет массу модификаций и описаний, изложенных различными авторами. Можно использовать как в групповой, так и индивидуальной работе с людьми любого возраста:
➤ глиняные каракули (Р. Френкель);
➤ каракули из теста (Л. Хэдли);
➤ просто каракули (Л. Лоуи), которые относятся к техникам художественной экспрессии.
Мы вам предлагаем самый простой вариант, который вы можете использовать для себя и для работы с клиентом.
Инструкция Можно выбрать тему, на которую хочется порисовать, порассуждать, посмотреть, что актуальное скрывает ваше бессознательное (также возможен вариант без темы).
Возьмите ручку, карандаш или маркер в нерабочую руку. (Например, если вы пишете правой, рисуйте левой. Это даст возможность включить работу левого и правого полушария.)
Участникам предлагается с закрытыми глазами немного порисовать карандашом или ручкой на бумаге. Это не должно быть осмысленным рисованием.
Необходимо отпустить руку и дать ей свободно изображать «каляки-маляки».
Примечания.
Можно использовать уже готовые каракули, которые спонтанно рождаются людьми,
когда они рисуют в процессе беседы, телефонного разговора, в ожидании чего-то,
во время лекций. Можно использовать любые кляксы, в том числе и кофейную гущу.
Далее методика проводится с учётом следующих этапов, каждый из которых подробно обсуждается
в группе.
➊ Рассмотрите ваши каракули. Мысленно окунитесь в их пространство, попробуйте побродить внутри. Какие фигуры вы там обнаружили? Выпишите всё то, что удастся рассмотреть. Выделите фигуры цветом или обозначьте их.
➋ По желанию можно перенести фигуры на отдельный лист бумаги.
➌ Дайте название фигурам и попробуйте «вдохнуть» в них жизнь, отвечая на вопросы:
- Что чувствует каждая из фигур?
- О чём думает?
- Что делает?
- О чём она в контексте вашего запроса?
➍ Напишите историю о жизни этих удивительных каракулей
Примечания:
- Каждый из этапов обязательно обсуждается в группе, поэтому на это требуется достаточно времени.
- История или сказка о жизни каракулей может быть домашним заданием.
- Через какое-то время можно вернуться к другой группе каракулей и осуществить ту же процедуру.
Главный герой шёл по своему пути. Этот путь был… - Куда шёл главный герой?
- Когда он шёл по этому пути, он чувствовал/хотел/стремился…
- Чтобы идти по своей дороге, ему нужно было…
- На пути он столкнулся… Какие трудности возникали перед ним?
- Как справился с ними герой?